. Дары или способности?
В строении дома духовного необходимо определиться со стройматериалами, которые мы используем. «Устрояйте из себя дом духовный, ...чтобы приносить духовные жертвы» (1Пет. 2:5).
Если в основу устройства служения берутся человеческие способности, а не дары Духа, то и строение у нас получится человеческим. Это значит,
что во время испытания огнем, ибо «огонь испытает дело каждого», все сено, солома и дерево сгорят. В итоге мы, как духовные работники, потерпим урон, ибо наше дело сгорит. Пребывает только то, что приходит от Духа Божьего. Это значит, что человеческие способности и Божьи дары для служения – это совершенно разные вещи, независимые друг от друга. Мы можем быть невеждами в слове, но мы не можем быть невеждами в познании. Нельзя считать успехом в служении способность красиво излагать свои мысли и этим удерживать внимание аудитории.
Слова «цирк» и «церковь» имеют некоторое сходство, но мы не можем ни в коей мере развлекать людей в церкви, но должны назидать. Назидание – это духовное обогащение человеческого духа откровением, или познанием, или учением. Именно с такой целью проповедник поднимается за кафедру и говорит, «как Дух дает провещевать». Апостол Павел сказал: «Какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?» (1Кор. 14:2). Хотя о нем ходил слух, что в личном присутствии «он слаб и речь его незначительна». Врожденное косноязычие Моисея также не было помехой для Бога, чтобы иметь с ним общение и влагать в его уста Свои Слова.
Духовное и душевное расположены в разных плоскостях. Старание произвести впечатление на слушателя есть первый признак душевности.
В мире все активизируется силой души, т.е. движется конкуренцией, завистью, гордостью, состязанием за первенство. Рейтинг (показатель популярности по социологическим опросам) определяет рынок: чему быть, а чему не быть. Духовному человеку непозволительно ориентироваться на рейтинг или подпадать под влияние общественного мнения, но он сам должен создавать атмосферу влияния Словом, которое ему вверено Богом. Если Слово будет проповедано верно (2Тим. 2:15), оно обязательно подкрепится Господним содействием и последующими за ним (Словом) знамениями (Мр. 16:20), т.е. видимыми доказательствами его Божественного происхождения.
Если же в церкви есть люди более способные и красноречивые, образованные или же интеллектуально развитые, это в какой-то мере может еще больше усугубить ситуацию с духовными дарованиями, потому что ставки могут быть сделаны на душевное, а не на духовное, на человеческое, а не на Божье.
Когда я вижу людей искусства на христианской сцене я довольно часто наблюдаю столкновение двух школ – душевной и духовной, человеческой и Божественной. Поединок духа времени с Духом Святым. Это жестокое и даже смертельное сражение, определяющее духовное завтра Церкви. Шансы выиграть сражение явно на стороне человеческой, по той причине, что талант в целом не может не победить посредственности, мудрость - простоты и красота – обыденности. Когда лучшее, что есть на мирской сцене, поднимается на сцену Церкви, то последняя обречена, потому что согласилась играть по чужим правилам.
Филистимляне не смогли бы так унижать народ Израильский, если бы Голиаф не навязал своих правил боя. Стратегия войны должна быть у каждого своя, и победа, как правило, окажется в руках тех, кто принудит соперника играть по чужим правилам.
Идея использовать в церкви светский менеджмент, ораторское искусство, современные стили музыки, нанизывая на них христианские тексты, в корне противоречит библейской теологии. Это и значит играть по правилам врага, принимая во внимание его «сильные стороны». При такой расстановке сил Церкви остается только отыгрываться, и никогда не быть главою в духовном мире.
(«Покушение на Высший суверенитет»)
Духовные дары – это способности Духа Святого. Слово мудрости, слово знания, вера, чудотворение и т.д. даются Духом. Они не достигаются но принимаются, когда даются Богом. Все, что дается Духом, предельно просто и непривлекательно для мирского ума. Но только то, что дается Духом, решает проблему человека, который обращается к нам за помощью. Потому что Духом дается не просто слово, но и сила, сокрытая в этом слове.
И еще. Духом дается только тогда и только то, что служит на пользу людям для восполнения их нужд. Ни по какой другой причине проявления духовных даров в жизни служителя не происходит. А значит, без нашего доверия Богу, без сострадания и бремени молитвы за нужды ближних, этот механизм не приводится в действие. Всякий раз, когда я открываю свое сердце для чужой боли, Бог посылает мне Слово и силу утешения для моего ближнего и употребляет меня для служения ему. Если же я не желаю разделить чью-то боль, я не смогу быть сосудом в чести, «годным Владыке на всякое доброе дело». Честь сосуда в его употреблении. Но Бог пользуется только теми, кто не отмежевывается от нужд своих ближних. Таким образом, все Тело Христово, «при действии в свою меру каждого члена», «растет возрастом Божиим».
Все, что связано с проявлением Духа, нельзя приписывать людям! Не разобравшись в этом вопросе, многие присваивают себе успех служения, тем самым обкрадывая Бога. Высшая честь, допустимая для человека, – это быть употребленным Духом так, как официант пользуется посудой для подачи блюда на стол. «В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2Тим. 2:20-21).
Посуда и ее наполнение – это совершенно разные вещи. Люди тянутся за хлебом, а не за сумой. Хлеб – с небес, а сума – от земли. Честь сосуда в его благопотребности, годности. Главное не в том, золотой ты или глиняный сосуд, в почетном или низком употреблении, но в том, Кто тобой пользуется. Главное не в том, что ты делаешь, а в том, для Кого ты это делаешь.
Верный в малом получит большую награду, чем неверный во многом. Пора посмотреть правде в глаза. Размеры моей награды измеряются не количеством отведенной мне и проявленной через меня благодати Божией, а мерой моей личной жертвы ради Евангелия.
(«Покушение на Высший суверенитет»)
- Александр Шевченко. Из краткого пособия "Концепция служения"